"Он был очень чувственным человеком. Не знаю, правда, стоит ли вдаваться в какие-либо подробности. Это было бы... бестактно._____________
Он был сильно очарован мной. Он поручил своему оператору сфотографировать меня в позе, как на известной картине - "Эпоха (возраст) невинности" (The Age of Innocence). Он считал, что я похожа на девочку с картины. Так что... остается лишь гадать, не был ли он увлечен мной еще до того, как мне исполнилось шестнадцать. Потому что он был гением, а гении странно мыслят и действуют по сравнению с другими людьми. Мы никогда этого не узнаем.
Какой была моя семейная жизнь? Ну, я была занята тем, что рожала детей. Каждый год у меня рождалось по мальчику. Поэтому у меня не было особой возможности вести социальную жизнь. Мне очень сильно не хватало компании моего возраста, в семнадцать лет я все еще была по большому счету ребенком. А в качестве компании у нас были преимущественно люди вроде Альберта Эйнштейна. Очень серьезные. И в семнадцать лет он мне казался просто грязным стариком. Длинные волосы, падающие ему на плечи, и унылый отсутствующий взгляд... Им было особенно нечего сказать друг другу, пока не заходила речь о музыке. И, разумеется, мы оба увлекались музыкой. Чарли был многогранным гением, он играл на всех струнных инструментах, на пианино и на органе по слуху - никаких уроков.
Они [взрослые гости] заставляли меня еще сильнее желать общения с молодыми людьми, и [Чарли] дал добро на вечеринку, которую я собиралась устроить в отеле "Билтмор" в центре города. Он разрешил мне провести время в молодежной компании. Они просто ставили какую-нибудь граммофонную пластинку, танцевали и дурачились, как все молодые люди. Я привела их с собой домой, чтобы повеселиться, но когда вернулся Чарли, он всех их вышвырнул на улицу - так он был взбешен. Я очень сильно расстроилась тогда, потому что он вел себя так... по-отцовски.
Он был как будто двумя разными людьми [1]. Когда он надевал костюм Бродяги и чувствовал себя смешным - тогда он был смешным. Но как серьезный человек он был очень серьезным. Да, весьма. Он очень любил читать. Он был самоучкой, разумеется. Мне кажется, всему миру известно всё о его детских годах. Нищета и так далее - ужасное детство. И мне всегда казалось забавным, что у него были фотографии с автографами всех известных людей во всех областях: Йеллы Курджел (?), Павловой... лорда и леди Луис Маунтбаттен - и прочих. Хотя он был, вероятно, самым знаменитым человеком - он сам говорил, что более известен, чем Иисус Христос. И оказалось, что он прав. Кое-где в мире смеялись над его шутками и при этом никогда не слышали об Иисусе Христе. Но он... Было что-то в его детстве, что сделало его поклонником знаменитостей. Наверное, он так и не смог полностью поверить в то, что всё это случилось с ним.
Я думаю, что главной любовью Чарли был персонаж, которого он создал. В самом деле. И всё, что могло каким-то образом угрожать ему, пробуждало самое худшее в этом человеке. Думаю, я наконец-то поняла, что это было причиной - потому что это было его настоящей любовью.
После того, как родился мой второй малыш, он стал относиться ко мне теплее, стал более заботливым. Иногда мы проводили вместе довольно интересные вечера, но дома он не особенно распространялся о своей работе. И ему не нравилось, когда кто-то предлагал кого-нибудь. Я предложила ему Мерну Кеннеди, мою подружку, на роль канатоходца [2] в "Цирке", который он позже собирался снимать. И ему не понравилось то, что я это предложила. Но он все же сделал мне приятное и сделал ее пробы, и сказал: "Ты была права, она прекрасно подходит на эту роль". Она танцевала вместе с братом в водевиле, и у нее были развитые ноги танцовщицы и прелестное личико. Она была очень хорошенькая. Так что она оказалась идеальной для этой роли.
После моего развода с Чарли, который случился в 1928 - брак был официально расторгнут - я пошла работать в сети театров водевиля Радио-Кит-Орфей (Radio-Keith-Orpheum vaudeville circuit), и каждый год они продляли мой контракт, так что всего я проработала там девять лет, играя во всех ключевых городах этой страны. Потом я поехала в Европу, где я работала в "Кафе де Пари" (Café de Paris) [3], знаменитом клубе, в котором выступали Ноэль Ковард, Гертруда Лоуренс и все эти люди. В завершение этого тура я выступала во всех провинциях, английских провинциях, в Шотландии и Англии.
В 1950-м - это было нескольким позже - я решила стать агентом. Пару лет я была агентом, рассчитывая на то, что, возможно, мои сыновья смогут оплатить накладные расходы [4]. Ну, я начала. Как выяснилось, мой сын Чарли-младший не мог найти работу, потому что в то время его отец впал в немилость в этой стране у правительства в Вашингтоне. А Сидней не хотел сниматься в кино, потому что его отец был так знаменит в этой области. Поэтому он решил, что хочет пойти на сцену. У него была небольшая труппа под названием Circle Theatre [5] в Голливуде, где они делали... как называется такой тип театра, где две недели репетируют, а следующую... (ей подсказывают) Репертуарный, да. У него был этот театр, и, разумеется, все продюсеры, режиссеры, люди, отвечающие за подбор актеров, и все прочие, приходили посмотреть на них в этих постановках, и они были такого высокого мнения о Сиднее, что он получил роль в паре с Джуди Холлидэй в [мюзикле] Bells Are Ringing ("Колокола звонят") и получил за нее премию "Тони". Так что его карьера пошла в гору. И, конечно, Чарли-младший умер в 1968-м... Ему так и не представился шанс. Кстати, у него были пантомимические способности его отца. Чарли-младший, он тоже был мимом...
Что ж, с годами я смягчилась. И теперь у меня остались, пожалуй, только приятные воспоминания. А те, что были не очень приятными, думаю, я смогла принять".
[1] Джорджия Хэйл также отмечала это в своих воспоминаниях. Для нее существовало два человека - Чарли и мистер Чаплин, которые радикально отличались друг от друга, и невозможно было предугадать, с кем придется иметь дело в следующий раз.
[2] Вернее, наездницы.
[3] Этот лондонский клуб функционирует до сих пор. Вот еще ссылка на Вики (на английском).
[4] "В 1950 году Лита открыла "Агентство по поиску талантов Литы Грей Чаплин" (Lita Grey Chaplin Talent Agency) и короткое время работала агентом. Ей пришлось закрыть агентство спустя лишь два года, поскольку из-за накладных расходов она влезла в большие долги, которые ей пришлось выплачивать несколько лет. Тем не менее, она гордилась тем, что смогла помочь пробиться таким молодым актерам, как Дэвид Джэнссен, для которого она добилась его первого контракта со студией Universal" (Grey Chaplin L., Vance J. Wife of the Life of the Party : a memoir. Lanham, Md. : The Scarecrow Press, Inc., 1998. P. 121).
[5] Это был один из самых известных некоммерческих театров. Он занимал совсем небольшое помещение и держался на энтузиазме участников. Многие люди, связанные с кино и театром, вносили свой вклад в его развитие. Среди них был и Чаплин-отец, который одалживал для постановок свой реквизит и натаскивал актеров. В число менеджеров этого театра входил Джерри Эпстайн, впоследствии работавший с Чаплином над тремя его последними картинами. Чарли Чаплин-младший также принимал участие в постановках.
Ну так все-таки смягчилась. Хочется верить, что это правда. Во всяком случаи, хочется надеяться, что из жизни она ушла, пусть не с лучшими воспоминаниями о муже,но хотя бы без озлобленности и ненависти.
ОтветитьУдалитьФракир, спасибо большое за перевод! Особенно, важно было "услышать" последние слова. Огромная благодарность вам за это!
ОтветитьУдалитьВсегда рада :)
Удалить"Какой была моя семейная жизнь? Ну, я была занята тем, что рожала детей. Каждый год у меня рождалось по мальчику." Как будто десяток родила)))) "После того, как родился мой второй малыш, он стал относиться ко мне теплее, стал более заботливым." Теплее он стал не от рождения второго малыша. Раз женился, жену никуда не спрячешь, надо с ней в люди выходить. А в людях Лита нравилась. Это и сближало их на время.
ОтветитьУдалитьДа, я тоже подумала, что фраза так звучит, как будто она кучу детей успела нарожать) Думала перефразировать немного, но потом решила, что раз она так говорит, то пусть так и будет)
УдалитьИнтересно, что в обеих книгах Лита писала, что теплее Чаплин стал к ней относиться после рождения первого сына, а после второго снова наметилось охлаждение в их отношениях, а тут наоборот выходит.
Вот тот комментарий к видео, где Лита кому-то резко отзывалась о Чаплине, как раз говорит о том, что не было в ней ни злости, ни ненависти к нему. Она совсем не настроена была говорить о Чаплине, но кому-то вздумалось задеть эту тему. Лита резко отрезала, что бы не было желания продолжать разговор.
ОтветитьУдалитьВ "Моей биографии" Лита упоминается пока что три раза. Причем, все три раза, не назвав имени. Вот если бы у Литы к бывшему мужу была сильная ненависть, приехала бы она на похороны его матери? Тем более, еще страсти не улеглись.
ОтветитьУдалитьТри? Я могу вспомнить только один)
УдалитьПро сильную ненависть речь вроде бы и не шла. Лита поступила по-человечески, приехав на похороны, оставив все страсти в стороне.
С похоронами уже четыре раза))) Первый – в общем плане, второй – когда мать навещал, она тронула тему шумихи вокруг развода, третий – когда с Херстом в Мексику поехали и застряли на половине пути, четвертый – похороны. Причем, поездки в Мексику у Литы в книге нет, так же как и материных похорон. И никакой ненависти никогда не было ни с той стороны, ни с другой. А вот любовь была, причем, до и после у обоих.
УдалитьЧто же все-таки заставило Литу написать вторую книгу? Первую она писала на шестом десятке лет, наверное, но по состоянию на свои 15-17 и прямым текстом. Вторую на восьмом десятке, если ни на девятом, и изменила некоторые факты, как бы оправдываясь за первое. Чаплин говорил – музыка должна отражать чувства. Музыка в пророческом эпизоде говорит больше слов за обоих. К тому же для Литы музыка очень красивая и точно ей подходит. Убрано два эпизода, чем-то созвучных с их судьбой. Может это Литу тронуло и заставило переосмыслить факты?
ОтветитьУдалитьКрасивая теория, но я думаю, что на деле всё было гораздо прозаичнее. По словам Сиднея Чаплина, его мать всю жизнь хотела рассказать свою историю "своими собственными словами". Первая книга ей это сделать не дала. А взяться за вторую ее сподвиг, скорее всего, Джеффри Ванс - еще один историк кино, который активно общался с родственниками и друзьями актеров немого кино и многих уговорил записать свои воспоминания. Если не ошибаюсь, Эрика Джеймса в том числе.
УдалитьЗначит, Чак Райзнер "с блатом" выдумка соавтора?
УдалитьНу, в данном случае сложно утверждать наверняка, но, как по мне, именно сама фраза про "блат" очень похожа на выдумку. Как минимум потому, что Чаплин "по блату" главные роли не раздавал.
УдалитьНу понятно. Там половина книги фантазии соавтора.
УдалитьКрасиво мыслить не запретишь))) Попробую развить еще одну красивую версию, опираясь на первую книгу.
ОтветитьУдалитьНаходясь вне себя, Чаплин выдал своей жене пять имен, с которыми были серьезные отношения, но по разным причинам остались в прошлом, и которые первые пришли в голову: Эдна Первианс, Пола Негри, Мэрион Дэвис и т.д. Лита, находясь в том же состоянии, что и ее муж, воспользовалась этим в качестве шантажа, угрожая в противном случаи озвучить список.
Эдна Первианс. На тот момент Эдна могла быть замужем и ее имя в бракоразводных делах, могло обернуться для нее тем же.
Пола Негри. У нее контракт на «Парамауте» заканчивался в 1928 году. Прозвучи ее имя, могла рухнуть кинокарьера.
Мэрион Дэвис. ЕЕ Херст прибил бы, без суда и следствия и сказал бы, так и было.
Чаплин не мог никого подставить, вмешивая людей в бракоразводные разборки, и тем более, не мог никого оболгать. Он принял поражение. Схватка была неравной. Лита вышла из нее победительницей, но цена у этой победы грязная. Чаплин вышел побежденным, но с чистой совестью.
Ну так примерно так всё и было же)))
УдалитьВот если сопоставить две книги – биографию Грей и Чаплина, то все становится на свои места. Последние роли Эдны Первианс были в 1923 году. Далее «на сцену» вышла Лита Грей. В 1925 году они с Чаплиным уже были женаты. Поскольку, второй ребенок родился в 1926, их брак еще был цел и невредим. В 1927 затрещал по швам и 1928 развод. В послужном списке из пяти имен, которым Чаплин подписал себе приговор, значилась Эдна Первианс. «Месье Верду» был отснят за три месяца, но из-за судебного процесса подготовка к съемкам затянулась года на полтора. Фильм вышел на экраны в 1947, надо понимать в году 1945 началась работа над сценарием и ролями. На роль Мари Гроне была приглашена Эдна Первианс. Как следует из Биографии Чаплина «Я Эдну не видел двадцать лет» Двадцать лет назад, это как раз 1925-1926 года, период в браке с Литой Грей. К тому же, Эдна на тот момент была замужем. Какие могли быть с ней отношения? Это же самое касается остальных лиц послужного списка.
ОтветитьУдалить"И мне всегда казалось забавным, что у него были фотографии с автографами всех известных людей во всех областях: Йеллы Курджел (?), Павловой... лорда и леди Луис Маунтбаттен - и прочих." Ну так не зря же в "Людях искусства" изобразил самого себя.
ОтветитьУдалить