В этом месяце: Ноябрь
- 1924 год. Женитьба на Лите Грей. Ни одна из свадеб Чаплина не отличалась пышностью или торжественностью (скорее даже наоборот), однако звание самой унылой свадьбы, несомненно, принадлежит его бракосочетанию с Литой Грей.
Вынужденный жениться не по своей воле, Чаплин даже не думал скрывать свое негативное отношение к этой затее, но попытался, по крайней мере, не привлекать внимания прессы (что ему не удалось). Чтобы избавиться от репортеров, брак было решено заключить в Мексике. Чаплин прихватил с собой съемочную группу, которой было поручено изображать, что съемки нового фильма в самом разгаре (в архиве Чаплина хранится около 1600 футов отснятой в Мексике пленки).
Сама Лита описывала свою "свадьбу" так:Церемония бракосочетания проходила в унылом городке Эмпальме - пригороде Гуаймаса - ранним утром 25 ноября 1924 года. Нам пришлось разбудить единственного в Эмпальме мирового судью - престарелого судью Харо, который не говорил по-английски, чтобы он провел церемонию. Мы поженились прямо в его пыльной тесной приемной. На свадьбе присутствовали Коно, Натан Беркан (адвокат Чарли), моя мама, бабушка, дядя Эдвин, Эдди Мэнсон и Чак Райзнер, который наблюдал за церемонией со слезами на глазах*.
После свадьбы Чарли со своей командой удалился на рыбалку, ясно обозначив свое отношение к произошедшему событию. В поезде по дороге обратно в Голливуд он произнес свою знаменитую фразу: "Что ж, ребята, это лучше, чем тюрьма, но долго это не продлится". Долго или нет, однако брак продлился почти ровно два года - в ноябре 1926 года Лита собрала вещи, забрала детей и ушла из дома Чаплина. Она была замужем еще три раза, однако последующие браки тоже оказались не слишком удачными и закончились разводом. Впрочем, уже без всяких скандалов.
Словами не передать, насколько мрачной была эта свадьба. Чарли превзошел самого себя в попытке организовать самую тоскливую свадьбу из всех возможных. И как будто этого было мало, в день свадьбы меня мучило утреннее недомогание¹.
- 1939 год. Последняя встреча Чаплина и Дугласа Фэрбэнкса. Незадолго до своей смерти Дуг с женой навестили Чаплина на съемках "Великого диктатора". Согласно Дэвиду Робинсону, в тот день снимали сцены с парикмахером в концентрационном лагере, но ради Дугласа Чаплин переоделся в форму Хинкеля и сфотографировался с ним в таком виде.
К тому времени сам Дуглас Фэрбэнкс уже не снимался - звуковое кино положило конец его карьере, да и здоровье его ухудшилось.Мне показалось, что он сильно постарел, располнел и был чем-то удручен. Впрочем, он оставался все тем же восторженным и неистовым Дугласом. На съемках он шумно хохотал и затем сказал мне: "Не могу дождаться твоего фильма".
Чаплин называл Дугласа Фэрбэнкса своим единственным близким другом в Голливуде.
Дуг пробыл у меня около часа. Когда он уходил, я долго смотрел ему вслед, смотрел, как он помогает жене подняться по крутому склону, как они удаляясь, шли по дорожке. И мне вдруг стало грустно. Дуг обернулся, я помахал ему рукой, и он помахал мне в ответ. Таким я видел его в последний раз. Месяц спустя мне позвонил Дуглас-младший и сказал, что накануне ночью отец умер от разрыва сердца. Это было ужасным ударом: в нем было так много жизни.
С тех пор мне всегда не хватало Дугласа, не хватало его тепла, его восторженности и обаяния, не хватало его дружеского голоса, который так часто раздавался в телефонной трубке в мои унылые, одинокие воскресные утра.
- Чарли, приходи, вместе позавтракаем, а потом поплаваем, а потом пообедаем и посмотрим какую-нибудь картину? А?
Да, мне очень не хватает его чудесной дружбы².
Чарльз Чаплин и Дуглас Фэрбэнкс на съемках "Великого диктатора", ноябрь 1939 г. |
С Реджинальдом Гардинером, сыгравшим командора Шульца |
- 1952 год. Уна О'Нил Чаплин возвращается в США для продажи киностудии, перевода всех денежных средств и перевоза архивов и фильмов Чаплина в Европу.
Получив известие об аннулировании визы и запрете на въезд в Соединенные Штаты, Чаплин оказался в очень щекотливом положении, ведь все его состояние, имущество и фильмы находились в США и он боялся, что власти могут конфисковать их под каким-нибудь предлогом - к этому моменту он уже ожидал чего угодно. Поэтому в своем заявлении прессе Чаплин объявил, что обязательно вернется и ответит на все предъявленные ему обвинения, сам же принялся планировать перемещение всего, чем он владел, в Европу. Поскольку самому ему доступ в США был закрыт, заниматься этим пришлось Уне. Она была в отъезде десять дней - с момента их свадьбы это был, наверное, самый долгий срок, на который они расставались.
В своей автобиографии Чаплин писал, что прямо перед самым отъездом, словно предвидя то, что должно было случиться, он успел оформить доверенность для Уны на доступ к сейфу, где хранились почти все его личные активы, хотя самой Уне очень хотелось отложить это дело когда-нибудь на потом. Благодаря тому, что он настоял на своем, Уне удалось спасти их состояние. Побывав дома, она узнала от слуг, что туда уже два раза наведывались агенты ФБР, которые все пытались хоть что-нибудь накопать на Чаплина.
Возможно, вам будет также интересно узнать, что помимо вывоза чаплинских фильмов, Уне также требовалось уничтожить те пленки, которые перевезти не представлялось возможным - неудачные дубли, вырезанные сцены и прочее. Однако человек, которому это было поручено, очевидно, решил эти пленки припрятать. Они были вывезены из Лос-Анджелеса и оказались в одном из бункеров в Фонтане (Калифорния), которые были построены в военное время на случай атаки японцев на США. Впоследствии их выкупил Рэймонд Рохауэр за 14 тысяч долларов, а уже от него они попали к Кевину Браунлоу и Дэвиду Гиллу, которые использовали этот материал в своей передаче "Неизвестный Чаплин"³.
Уна и Артур Келли** в международном аэропорту Нью-Йорка, ноябрь 1952 г. Фото с eBay. |
Бонус: немаловажным в жизни Чаплина я считаю также ноябрь 1913 года - тот месяц, когда Чаплин отыграл свой последний спектакль с труппой Фрэда Карно, а после ушел, чтобы присоединиться к компании Кистоун. Однако об этом я уже писала ранее, поэтому решила не повторяться. Но хотя бы бонусом не могу не упомянуть.
_____________
*Чарльз "Чак" Райзнер, работавший с Чаплином над его фильмами для First National (и снявшийся в нескольких ролях, включая громилу из "Малыша" и воришку-сокамерника Чарли из "Пилигрима") и над "Золотой лихорадкой", был тем самым человеком, который познакомил с ним Литу Грей. Он жил по соседству с семьей Литы и пригласил ее на пробы, когда Чаплин искал детей для эпизода сна из "Малыша".
**Артур Келли - брат Хетти Келли, первой возлюбленной Чаплина, стал представителем Чаплина в United Artists, а впоследствии занял пост вице-президента в компании.
---
¹Grey Chaplin L., Vance J. Wife of the Life of the Party : a memoir. Lanham, Md. : The Scarecrow Press, Inc., 1998. P. 53-54.
²Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М., 1990. Т. 1. С. 284-285.
³См.: Brownlow K. The Search for Charlie Chaplin. London & Yorkshire, UK : UKA Press Publishing, 2010. P. 171-174.
Так Лита еще десяток раз замужем была?
ОтветитьУдалитьВсего четыре раза, как и Чаплин, если мне не изменяет память. Но с остальными что-то около года, а с кем-то и того меньше.
УдалитьЯ так понимаю детей у нее больше не было?
УдалитьОй, нет! Я ошиблась насчет длительности браков... Посмотрела сейчас: второй был меньше года, третий - формально десять лет, но по факту что-то около пяти они прожили. Третий муж любил выпить и все Литу подначивал, а ей-то было нельзя. Она только-только от своей зависимости вылечилась, а он ее опять утянул... И опять ей пришлось долго лечиться. Потом с четвертым мужем десять лет в браке была. Почему у меня в голове отложилось, что все ее браки короткими были, не знаю. Вот же ж. Пост поправлю.
УдалитьСвоих детей у нее больше не было. С третьим мужем они усыновили ребенка, но она с ним (ребенком) практически не контактировала после того, как они расстались.
Ведь немало с мужьями прожила, но детей больше не было. Вот она когда родилась, Бог ткнул в нее пальцем ТЫ, БУДЕШЬ МАТЕРЬЮ ДЕТЕЙ ЧАПЛИНА и все. От нее больше ничего и не требовалось. Это было ее земное предназначение. Иногда такие факты открываются перед глазами, что хочешь, не хочешь, а Богу верить приходится.
УдалитьС Уной в разведку можно было ходить. Дальнейшая судьба киностудии и дома в Беверли-Хиллз неизвестна?
ОтветитьУдалитьКиностудия сменила несколько хозяев и сейчас принадлежит Jim Henson Company. У них даже на воротах стоит статуя Кермита в костюме Чаплина в знак уважения к прежнему владельцу студии.
УдалитьВот тут, например, можно посмотреть современные фото студии.
Плюс она признана историко-культурным памятником Лос-Анджелеса.
Про дом, честно говоря, ничего не помню. Могу попробовать покопать, если интересно.
В костюме Бродяги то есть)
УдалитьНу хоть целая спустя сто лет. Представляю, как жалко было все это терять!
УдалитьЕще бы! Хорошо, что сохранили.
УдалитьРассмотрела фотографии студии. Стоит как игрушка, в зелени и в цветах. Видать хорошо ухаживают.
ОтветитьУдалитьМне кажется, они должны гордиться тем, что им досталась студия от самого Чаплина) Вот и ценят, берегут.
УдалитьА в "Диктаторе" от автора сам Чаплин читает? За переводом не слышно.
ОтветитьУдалитьВы имеете в виду диктора, который переводил речь Хинкеля? Это Уилер Драйден, если память мне не изменяет.
УдалитьНет. Я имею ввиду вот эту В ПОСЛЕДНИЙ ГОД МИРОВОЙ ВОЙНЫ ТОМЭНИЯ НАЧАЛА СДАВАТЬ СВОИ ПОЗИЦИИ.... ДВОРЕЦ ХИНКЕЛЯ БЫЛ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ШТАБОМ, ГДЕ ЗАВОДИЛСЯ ВОЕННЫЙ МЕХАНИЗМ....
УдалитьГм, это не могу точно сказать. Но не исключено.
УдалитьСудя по «Золотой лихорадке» закадровый текст читает Чаплин. Она и «Золотая лихорадка» отсюда взялась. В «Великом диктаторе» прочитал, - понравилось. Во вкус вошел и «Золотую лихорадку» так же сделал. Если идти таким путем, то сомнений не остается.
УдалитьМне тоже кажется, что после "Великого диктатора" Чаплин распробовал звуковое кино и вошел во вкус, но, скорее всего, все же после фильма целиком, а не после пары строк начитанного текста. Ну, по крайней мере, британское произношение у диктора присутствует.
УдалитьЧаплин после «Великого диктатора» вошел во вкус, но из немого кино говорящее не сделаешь. Оно и не требуется, во всяком случаи у Чаплина. А закадровое чтение как тут и было.
УдалитьЧаплин в своей биографии писал, что его английская речь сильно отличалась от американской. Хотя там и там англоязычный народ. Англичане разговаривают медленнее и членораздельно, а американцы быстро, глотая окончания слов. А в кино нечего окончания слов глотать, надо членораздельно говорить. Чаплин прям создан для кино! Вывод один – раз британский акцент присутствует, значит чаплинская речь. Да и по голосу вроде, он.
УдалитьС чтением разобрались. Возьмемся за музыку. Чаплин по скромничал, не указав себя в титрах в качестве композитора, или в «Диктаторе» чисто Мередит Уиллсон работал над музыкой?
ОтветитьУдалитьВ основном Мередит Уилсон, хотя Чаплин ему подкидывал идеи. В "Великом диктаторе" он не так контролировал музыкальное сопровождение, как в других фильмах. Но все темы, взятые из классики, думаю, подбирал Чаплин.
УдалитьНекоторые эпизоды фильма построены чисто на пантомиме. Вот в этих местах точно чаплинские идеи. Мне нравится музыка, когда пудинг раздавали. Что она в «Золотую лихорадку» попала, это ясно. Но я ее и у Арбакля встречала. Музыка популярностью пользуется.
Удалить