***
Октябрь 1921
Элси Кодд
PICTUREGOER
[Из интервью с Джеки Куганом]
В один прекрасный день мне удалось поймать Джеки Кугана на съемочной площадке в перерыве между съемками "Малыша", чтобы взять у него интервью...
В тот же самый момент с другого конца студийного павильона появился Чарли Чаплин. Неторопливо прошествовав к нам, он присел рядом с нами на бордюр.
- Я пытаюсь, - объяснила я, - постичь психологию юной звезды экрана. Пока что тема кино оставила его довольно безучастным. Человека с вашим влиянием и репутацией он, несомненно, послушает. Выручите меня, а?
- Вы мне льстите, - улыбнулся Чарли. Джеки же незамедлительно воспользовался возможностью вернуться к своим куличикам из грязи. - Как бы там ни было, очень сомневаюсь, что мои влияние и репутация, как вы их любезно охарактеризовали, имеют какое-либо значение в данном случае. Знаете, - продолжал он, понизив голос, чтобы Джеки не мог его слышать, - что мне нравится в этом парнишке, так это его абсолютная искренность. Он один из тех немногих, кто в общении со мной остается совершенно равнодушен к моему положению в нашем нереальном мире. Он симпатизирует мне не потому, что я - Чарли Чаплин, а просто потому, что он считает меня неплохим малым, хотя, несомненно, он куда более высокого мнения о реквизиторе и уборщике, поскольку у них есть гораздо больше времени, чтобы поиграть с ним. Но если серьезно, знаете, что я вам скажу? - он подтянул к себе колени, приняв свою любимую расслабленную позу. - Этот мальчишка - гений. Он обладает не только развитым воображением, но и собственным видением. Долгие и утомительные репетиции - это не для него! Я бы только зря потратил время, требуя от него "изобразить" удивление, радость или печаль, как это обычно делается. Но дайте ему понимание ситуации и предоставьте ему возможность отреагировать так, как он отреагировал бы в похожих условиях, и он немедленно сам настроится на нужные эмоции. Важно помнить: если уж на вашу долю выпало обнаружить в себе ростки гениальности, необходимо дать ей свободу самовыражения и возможность нащупать свой собственный путь. Вот почему я предоставляю Джеки самому трактовать свою роль, насколько это возможно, и лишь даю ему подсказки, которые сделают эту трактовку более совершенной с технической точки зрения. Таким вещам, как настройки камеры, ориентация в кадре и сигналы к действию, нужно учиться, но мы имеем дело с ребенком, который интерпретирует роль ребенка, и поскольку у него есть врожденный талант к самовыражению, можно довериться его интуитивной способности логически приспосабливаться к любой возникающей ситуации. Задача, которую я поставил перед собой - развить в нем понимание того, что значит индивидуальность в любой форме Искусства, и заставить его прежде всего быть верным самому себе. Иди-ка сюда, маленький проказник, - позвал он, повернувшись к своему протеже, который по-прежнему вовсю наслаждался преимуществами старой одежды и неограниченных запасов земли и воды. - Расскажи нам, что нужнее всего для того, чтобы стать самым лучшим актером?
- Индивидуальность. (Невозможно усомниться в убежденности мастера Джеки относительно этого утверждения, ибо быстрота и решительность ответа просто не оставляли ни малейшей лазейки для каких-либо аргументов.)
- А что означает Индивидуальность?
- Быть только собой и никем больше.
- А как ты поймешь, что перед тобой хороший актер?
- О, это просто. Он играет так естесно, что... что... ну, ты даже не понимаешь, что он играет.
Неплохо для пятилетнего мальчика, правда? Хоть я и сомневаюсь, что мне удалось бы проникнуть настолько глубоко в суть вещей без помощи Чарли.
Ибо стоило Чарли отвернуться от нас, как Джеки признался:
- Вообще-то я не уверен, что не хотел бы стать оператором, - сказал он с необычно задумчивым видом. - Мне нравится слушать, как жужжат камеры, и крутить ручку очень здорово. Вот вы еще увидите меня в деле...
---
Источник: Taylorogy (четвертое интервью снизу).
***
Интересно, что сам Джеки Куган ничего подобного не помнил. Его собственную версию событий он изложил в интервью, взятом у него в районе 1977 года Кевином Браунлоу и Дэвидом Гиллом (авторами передачи "Неизвестный Чаплин") для документального телесериала "Голливуд". Перевод этого интервью размещаю под видео.
"...Когда меня забирают в приют - это был один из обязательных элементов кинокартин того времени. Погоня. Драма. И этот человек забирает меня у [Бродяги] силой при помощи полицейского - и драки, завязавшейся на чердаке, где мы жили. И здесь мне нужно было сыграть крайне драматично. А для того, чтобы заплакать, чтобы из глаз сами собой покатились слезы, нужно немного постараться. И я помню, как он объяснял мне, что от меня хочет. А потом он объяснил еще и почему он этого от меня хочет. Он сказал: "Понимаешь, Джеки, это маленький мальчик. Его пытаются разлучить с его другом". И когда он начал разыгрывать передо мной эту сцену, я увидел ее перед своим внутренним взором. Он был замечательным рассказчиком. И он превратил это в нечто очень личное. Так что когда он сказал: "Камера", а затем: "Мотор", и работник социальной службы бросил меня в свой фургон - плотину прорвало. Мое сердце разрывалось. "Хочу к папочке!" - рыдал я; я был в истерике. А если уж собираешься изображать истерику, нужно вызвать у себя реальную истерику, иначе выйдет фальшиво, как трехдолларовая купюра".
Воспоминания повзрослевшего Джеки Кугана, на мой взгляд, лучше соотносятся с интервью Элси Кодд да и со всеми известными нам историями о методах работы Чаплина в целом, поэтому эта версия мне кажется наиболее достоверной.
Да тут, наверное, все методы шли в ход. Последний оказался самый удачный. Вообще, потрясающая игра пятилетнего ребенка.
ОтветитьУдалитьДа, как бы там ни было, старания не пропали даром) Весь эпизод потрясающий.
УдалитьТам весь фильм потрясающий.
УдалитьПотрясающий ребенок, потрясающий эпизод и потрясающий фильм :)
УдалитьЭтот эпизод сродни реальности в жизни Чаплина, а если посмотреть внимательно эпизод с Литой, то это пророчество.
ОтветитьУдалитьДа уж, как в воду глядел. Хорошо, что не до конца то пророчество сбылось (не погубила его связь с Литой).
УдалитьДля Чаплина это и был как страшный сон. Если ничего не знать об этом, то эпизод как эпизод, но когда знаешь, как получилось в жизни, спокойно смотреть нельзя. Словно приговор подписал себе.
УдалитьЭто точно, воспринимать этот эпизод просто как часть фильма уже не получается.
Удалить"Не менее красноречивым примером умения Чаплина работать с актером стал малолетний Джекки Куган. Фактически именно Чаплин положил начало школе работы с детьми в кино." (Кукаркин)
ОтветитьУдалитьВезде сетуют что Джеки Куган в дальнейшем растратил свое дарование. А может быть ни один режиссер не смог сделать из него то, что сделал Чаплин?
ОтветитьУдалитьА я бы не сказала, что он его растратил. Он в детстве много снимался, и отец активно занимался его карьерой. А потом мальчик вырос... и интерес к нему был потерян. Об этом же, кстати, говорил Чаплин своим сыновьям, когда выступал против того, чтобы Лита снималась с ними в кино. Что они запомнятся как дети-актеры и во взрослом возрасте станут никому не нужны, и что если уж делать актерскую карьеру, то именно в сознательном возрасте. Но мне не кажется, что судьба Джеки Кугана сложилась прямо так уж трагично. Он все-таки нашел свой путь и продолжил сниматься. Он же был дядей Фестером из сериала про Семейку Аддамс, а это чего-то да стоит)))
УдалитьСвоих в кино не пустил, а из Кугана сделал заезду в пятилетнем возрасте. Кто-то же должен и ребенком служить киноискусству
УдалитьНу так "не своих" детей снимать можно))) Конечно, дети-актеры нужны, как иначе. К тому же, не со всеми детьми так происходит. У кого-то карьера складывается гладко.
УдалитьОдин создан для детской кинокарьеры, другой для взрослой. Наверное, Куган для детской. Хотя говорили, что его детская игра выглядила неестественной, напряжённой, в отличии от Чаплина.
УдалитьВ "Малыше" или в других фильмах? В "Малыше" Джеки чудесный.
УдалитьВ других фильмах. За "Малыша" я бы Оскар дала Джеки.
УдалитьВроде в Огнях большого города Куган сыграл мальчишку-газетчика. Это так?
ОтветитьУдалитьНет, это Роберт Пэрриш. Он еще интервью давал в "Неизвестном Чаплине". Джеки у Чаплина после "Малыша" не снимался.
УдалитьВот наверное, он же в фильме про Китона.
УдалитьПро Китона не скажу. В каком фильме?
Удалить"Бастер Китон, после которого так трудно выступать" Утром с аккаунта гугл отправила, наверное не отправилось.
УдалитьХммм, в составе участников передачи Пэрриш не упоминается. Зато там есть Дин Райзнер. Может, речь о нем?
УдалитьНет, Дина Райснера я знаю, он там и там. То кто-то другой там и там.
УдалитьВ списке участников больше никого не вижу, посмотреть передачу, к сожалению, пока возможности нет. Может, Пэрриша просто не упомянули. Вот он в "Неизвестном Чаплине": http://static.diary.ru/userdir/1/2/8/3/128351/86384807.jpg
УдалитьВ той передаче он?
Я два раза прогнала фильм про Китона и тоже Пэрриша не нашла. Но я не нашла также про "Огни рампы", а это уже точно есть. "Единственное совместное выступление с Чаплиным". Надо весь фильм смотреть.
Удалить