Клэр Шеридан была скульптором, журналисткой и писательницей, а также двоюродной сестрой Уинстона Черчилля. Ее муж погиб во Франции во время Первой мировой войны, оставив ее с двумя детьми. В 1920 году Клэр ездила в Россию, где выполнила на заказ бюсты большевистских лидеров, в числе которых были Ленин и Троцкий, а по возвращении издала свой дневник, в котором подробно описала эту поездку. Этот дневник вызвал сильный резонанс в Англии и Америке. Клэр пригласили в США прочитать курс лекций о России.
Чаплин познакомился с ней в Калифорнии в гостях у их общих знакомых 31 октября 1921 года, после того как вернулся из поездки в Европу. Клэр было сложно найти работу скульптором в Соединенных Штатах, и Чаплин сразу заказал ей свой бюст. Работа над ним была закончена за три дня, поскольку Чарльз собирался ехать на рыбалку на Каталину. Друзья поразились, что у него хватило терпения столько высидеть неподвижно, но Клэр все продумала заранее: она работала у него дома и просила остаться в халате, чтобы он мог позировать с открытой шеей. В этой просьбе была скрыта маленькая хитрость:
"Когда человек сидит в домашнем халате, ему легче устоять перед искушением вдруг вскочить и укатить прочь из дома. Этим халатом я приковала его к месту. Правда, лепить его было трудно. Его лицо поражает богатством тонких нюансов и постоянной сменой выражения".
После того, как бюст был закончен, Чаплин передумал ехать на Каталину (поскольку рыболовный сезон уже закончился) и вместо этого поехал на пикник вместе с Клэр и ее сыном Дики, которого она взяла с собой в Америку.
"До глубокой ночи мы с ним сидели у костра. С моря поднимался туман, его ажурная вуаль окутывала песчаные дюны, блестящие нагие стволы эвкалиптов отбрасывали черные тени. Рокот моря, ритмичный шум прибоя смешивался с криками ночных птиц. Один за другим начинали мигать и гасли огни в лагере. Чарли сидел у костра, съежившись, крошечное, не от мира сего существо с горящими глазами и всклокоченными волосами. Его голос - низкий, глубокий - никак не вязался с этой фигуркой, крошечными, нервными руками. Он задумчиво ворошил палкой головешки и вдруг сказал: "Это просто невыносимо... слишком красиво... слишком величественно... нет никаких слов..."Они провели на побережье почти целую неделю. Однако затем их выследили зеваки и репортеры и им пришлось вернуться в Голливуд.
"Дома, за чаем, мы обнаружили, что разговор не клеится. Он смотрел на меня как-то странно, я на него тоже; помолчав, он сказал: "Вы ведь понимаете, в чем дело: мы не знаем друг друга". И это была правда. Передо мной был не упоенный стихией растрепанный Чарли, что сидел у костра, и не Чарли Чаплин из его фильмов, а изысканно одетый, причесанный волосок к волоску молодой человек, сама внешность которого была мне незнакома. Капканы цивилизации сделали нас обоих другими. На прошлом протупила патина нереальности. "Мне кажется теперь, что все это было сном", - сказала я".
Бюст, созданный Клэр Шэридан, Чаплину очень понравился. Он назвал его "головой преступника". Клэр возразила, что это "голова гения", и Чарльз тут же придумал теорию о том, что преступники и художники близки по духу: "Во всех нас горит пламень импульсивности, озарения, одержимости одной идеей и врожденное нежелание подчиняться закону". А увидевший бюст француз Жан де Лимюр отметил: "Я вижу изображение бога Пана... Женщину не обманешь!"
Сейчас этот бюст находится в доме-музее Чаплина в Швейцарии (Chaplin's World).
Оригинальная фотография |
*Источник:
Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. - Москва : Радуга, 1989. - С. 247-249.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие читатели! Я всегда рада вашим комментариям. Пусть вас не смущает то, что в блоге включена их премодерация - это вынужденная мера против спама и рекламы. Ваш комментарий обязательно будет опубликован сразу, как только я его увижу. - Фракир