Было невероятно тягостно выступать каждый вечер перед аудиторией, молча и холодно внимавшей нашей шумной и веселой английской комедии. В театр и из театра мы пробирались словно беженцы. Шесть недель нам приходилось терпеть этот позор. Другие исполнители сторонились нас как чумных. Когда мы собирались за кулисами перед началом нового выступления, подавленные и униженные, у нас было ощущение, будто сейчас нас поставят к стенке и расстреляют. [1]Тем не менее, уже тогда молодому Чарльзу Чаплину удалось завоевать положительную оценку американских критиков и сделать имя на театральной сцене. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 1911 году его имя уже фигурировало на афишах крупным шрифтом без упоминания труппы Карно:
Источник: Charles Chaplin, My Life in Pictures |
Владельцами сети "Эмпресс" были Сид Грауман и его отец. Именно они, по воспоминаниям Чаплина, первыми дали так его имя на афише театра в Сан-Франциско. После того, как выступления труппы снискали бешеный успех у публики, Сид Грауман предложил Чарли в любое время приезжать к нему, если он когда-либо надумает уйти от Карно, чтобы они вместе могли заняться шоу-бизнесом. Всё вышло не совсем так, но в дальнейшем Сид и Чарли стали хорошими друзьями: Грауман владел сетью крупных кинотеатров в Соединенных Штатах, где проходили, в том числе, и премьеры многих фильмов Чаплина.
Афиша с этого фото анонсирует, впрочем, не "Уоу-Уоус", а другой скетч Карно - "Вечер в лондонском клубе". Не стоит путать его с небезызвестным "Вечером в английском мюзик-холле". Этот скетч имеет загадочную историю - биограф Чаплина Дэвид Робинсон предполагал, что его придумали сами артисты и что скетч представлял собой сборную солянку на основе декораций клуба и какого-то старого сценария, включавшую в том числе кое-что из "Вечера в английском мюзик-холле" и "Вечера в лондонском тайном обществе" ("Уоу-Уоус").
Постер к скетчу "Вечер в лондонском клубе". Сверху вниз: Эми Министер, ставшая женой Альфа Ривза (второй сверху), Чарли, Мюриэль Палмер, снова Чарли и Майк Эшер. |
Здесь, так же, как и в "Уоу-Уоус", главного героя Чаплина зовут Арчибальд Бинкс. Так же, как и в "Вечере в английском мюзик-холле", он постоянно мешает другим членам клуба, срывая их выступления. Вот что писал об этом скетче "Эмпресс" в своем анонсе перед приездом труппы:
Большинство из тех, кто несколько месяцев назад уже имел удовольствие увидеть "Вечер в английском мюзик-холле" Фреда Карно, будут рады его новой пантомиме, в которой играют 15 человек и которая называется "Вечер в лондонском клубе". В ней будет тот же "пропойца", что и в прошлом спектакле. Данное представление, впрочем, определенно затмит предыдущее уже одним только числом участников. Это одна из крупнейших гастролирующих водевильных постановок, и она становится доступна завсегдатаям театра "Эмпресс" благодаря Салливану и Консидайну, вложившим в нее большие средства. Увидеть - значит поверить. Сходите на "Вечер в лондонском клубе" и получите заряд смеха на целую неделю. [2]Дж. Уиллис Сэйр из Daily Times давал спектаклю несколько двусмысленную оценку:
Новую постановку Фреда Карно можно назвать уникальной во всех смыслах этого слова. "Вечер в лондонском клубе" позволяет бросить мимолетный взгляд на "веселье", происходящее в тот ночной час, когда члены клуба собираются все вместе, хором уничтожают гармонию и говорят и ведут себя с хмельной откровенностью. Публика сходит от них с ума. Когда представление заканчивается, никто не может вспомнить ни одной заслуживающей внимания реплики, тем не менее, организм у всех истощен смехом, который вызывает эта комедия пощечин. [3]Своего первого индивидуального упоминания в обзорах в Сиэтле Чарльз Чаплин удостоился в газете Post-Intelligencer:
Салливан и Консидайн сдержали обещание и торжественно представили свою первую крупную постановку, которой стал "Вечер в лондонском клубе", прошедший с огромным успехом вчера в театре "Эмпресс". Эта пьеса - пантомима в стиле грубой комедии, в которой участвуют пятнадцать человек и которая заставит вас смеяться ежеминутно. Хорошо известный "пропойца" - тот же, что был выведен этим же автором в "Вечере в английском мюзик-холле" - наличествует в значительной степени и здесь в лице Чарльза Чаплина, даровитого комика. [4]Помимо упомянутых выше скетчей труппа играла, разумеется, и "Вечер в английском мюзик-холле" - тот самый скетч, благодаря которому Чаплин в конечном итоге оказался в Кистоун. Эта постановка была безусловным хитом, и включение ее в репертуар позволило поправить положение дел после неудачи с "Уоу-Уоус". Ниже приведена рецензия на нее, опубликованная в The Butte Inter Mountain 18 апреля 1911 года (всего через два дня после дня рождения Чарли), которая хоть и не называет имени исполнителя главной роли, но крайне высоко оценивает его игру:
Искусство пантомимы принято считать в театральных кругах одним из самых сложных в этой профессии. Оно требует от актера умения объяснить зрителям свои намерения исключительно знаками и своими действиями.
Великолепный номер, известный как "Вечер в английском мюзик-холле" Фреда Карно, является преимущественно пантомимой - следовательно, крайне важно, чтобы каждый участник актерского состава был одаренным мимом.
Действие происходит на сцене и в ложах английского мюзик-холла. В одной из лож сидит крайне уморительный субъект, явно страдающий от весьма активных возлияний, вследствие чего он непременно желает принять участие во всех номерах, и делает он это настолько забавно, что настоящие зрители не могут удержаться от хохота. За всё время спектакля он говорит от силы три слова, однако его действия настолько смешны, что он заслуживает называться одним из лучших актеров пантомимы, которых когда-либо видели на этой сцене.
Другие актеры также отлично смешат, и всё представление от начала до конца отличается большой новизной и является одним из лучших развлекательных произведений, что когда-либо показывали в этой части страны.
Все члены актерского состава не только превосходные мимы, но также высококлассные атлеты и акробаты, ведь им приходится часто падать и выполнять различные трюки, которые под силу лишь профессиональным атлетам.
Это представление у всех на слуху в Бьютте. О нем говорят везде, и те, кто его видел, настоятельно советуют своим друзьям сходить на него, пока у труппы не закончился ангажемент в Бьютте. [5]
Фото реальной постановки "Вечера в английском мюзик-холле". Предположительно на сцене Мюриэль Палмер в роли обольстительной субретки, исполняющей серенаду для пьяного щеголя (в ложе). Источник: www.fredkarnocompany.com |
Впрочем, постепенно имя Чарльза Чаплина начинает всё чаще появляться в обзорах. Анализируя публикации в прессе того времени, исследователь Эрик Флом отмечает, что популярность Чаплина становится настолько велика, что его имя уже начинает использоваться в рекламных целях для привлечения зрителей наравне с именем Карно. "Компания представляет вам пятнадцать лучших комиков Англии, - гласил анонс в программе театра 'Эмпресс' в Сиэтле в апреле 1912 г., - и возглавляет этот список даровитый английский комик Чез Чаплин, который будет играть роль 'Пьяного щеголя'". [6] Театральные критики также не скупились на похвалу: "Исполнители мюзик-холла и Чарльз Чаплин в роли жуткого пропойцы играют даже лучше, чем прежде, и было совершенно очевидно, что значительная часть публики пришла, чтобы вновь вкусить их неповторимой и безумно смешной игры". [7] "Чарлз Чаплин, играющий пьяного, - мастер своего дела. Он беспрестанно делает комические трюки, но ни на минуту не изменяет образу. Из ложи он падает блистательно, не будь он умелым акробатом, он сломал бы себе шею". [8]
Что касается скетча The Wow-wows, он тоже начинает получать высокие оценки критиков. Во время второго тура, который длился с октября 1912 г. по ноябрь 1913 г. (по крайней мере, для Чаплина, который ушел из труппы в конце ноября), эту постановку встречали с большим энтузиазмом. В декабре 1912 г. труппа снова давала представления в Бьютте, и Чаплина вновь отметили в обзорах:
Арчи здесь. Его появление в театре "Эмпресс" заслуживает самого пристального внимания, ведь присутствие там Арчи означает, что все зрители получат массу удовольствия...К Рождеству труппа снова вернулась в Сиэтл.
На самом деле, Арчи - это Чарльз Чаплин, ведущий комик в масштабной постановке Фреда Карно, известной как "Уоу-Уоус, или Вечер в тайном обществе". Последняя часть названия проливает немного света на то, кто такой Арчи и чем он занимается. Многие зрители наверняка его вспомнят, прочитав, что мистер Чаплин имел здесь огромный успех в роли Арчи из "Вечера в лондонском мюзик-холле" и Арчи из "Вечера в английском клубе". Как он выпадал из ложи в том скетче про лондонский мюзик-холл, и насколько уморительной была его пантомима во второй постановке - что ж, Арчи, вне всякого сомнения, заставлял всех хохотать до упаду.
На этот раз мистер Чаплин удивит нас кое-чем новеньким. Вместо пантомимы он исполняет роль со словами, а потому можно с уверенностью сказать, что мы наконец-то получили ответ на столь интересующий всех вопрос о том, насколько хорош он как "говорящий" актер - причем ответ оказался более, чем удовлетворительный. (Butte Miner, 8 декабря 1912 г.) [9]
"Исключительный успех завоевали три новых водевиля в театре "Эмпресс", - писала Daily Times. - В первом случае этот успех достается на долю Чарльза Чаплина, ставшего местным любимцем публики благодаря своим предыдущим выступлениям в "Эмпресс". Это один из талантливейших комиков, когда-либо приезжавших в этот город в составе водевилей доступной ценовой категории. Чаплин смешит на протяжении всего действия и умеет вызвать смех любой репликой, которую он подает. Он обладает исключительной комической индивидуальностью". [10]Действительно, много лет спустя Чаплин доказал своими звуковыми картинами, что владеет голосом ничуть не хуже, чем искусством пантомимы, однако кинозрителям пришлось ждать этого гораздо дольше, чем театралам начала века.
Сохранилась даже фотография, запечатлевшая эпизод из этой постановки. Конечно, на ней (как и на предыдущем фото) мало что можно разобрать, но всё же! На фотографии Чаплин, что очевидно, в светлом пиджаке:
Источник: www.ednapurviance.org |
Всё это лишь указывает на то, что имя Чарльза Чаплина для американского зрителя не было чем-то, внезапно свалившимся с потолка, оно было хорошо известно и до того, как он завоевал популярность в кино. Просто потребовалось некоторое время, чтобы это имя от "пьяного щеголя" из театральных скетчей перешло к полюбившему всем образу Бродяги и стало связываться с ним. Вероятно, многие зрители того времени, услышав имя "Чарльз Чаплин", могли вспомнить его по какому-либо из его водевильных представлений, которое им повезло увидеть (чем мы похвастаться, увы, уже никогда не сможем).
[1] Chaplin C. My Autobiography. London, 2003. P. 122.
[2] Цит. по: Flom E.L. Silent Film Stars on the Stages of Seattle: A History of Performances by Hollywood Notables. Jefferson, NC, 2009. P. 142.*
*Интересно, что Робинсон называет этот спектакль "коротеньким одноактным скетчем", который длился всего семнадцать минут, что не очень тянет на "крупнейшую постановку". Отзывы того времени свидетельствуют о том, что скетч действительно шел около двадцати минут, но, видимо, количество задействованных актеров придавало ему масштабности в глазах зрителей.
[3] Цит. по: Ibid.
[4] Цит. по: Ibid.
[5] Цит. по: Chaplin C. My Life in Pictures. London, 1974. P. 66.
[6] Цит. по: Flom E.L. Silent Film Stars on the Stages of Seattle. P. 143.
[7] Цит. по: Ibid.
[8] Цит. по: Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. М., 1989. С. 84.
[9] Цит. по: Kamin D. The Comedy of Charlie Chaplin: Artistry in Motion. Lanham, MD, 2011. P. 9.
[10] Цит. по: Flom E.L. Silent Film Stars on the Stages of Seattle. P. 145.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие читатели! Я всегда рада вашим комментариям. Пусть вас не смущает то, что в блоге включена их премодерация - это вынужденная мера против спама и рекламы. Ваш комментарий обязательно будет опубликован сразу, как только я его увижу. - Фракир