Итак, в 1919 году, пребывая в мучительных поисках идеи для новой картины, Чаплин забрел в театр "Орфеум", где выступал некий танцор-эксцентрик со своим сыном. Мальчик очень понравился Чаплину, однако идея снять его в кино поначалу не пришла ему в голову. Только когда молва донесла до него, что Роско Арбакль подписал Джекки Кугана на съемки в своем фильме, Чарли начал корить себя за то, что сам не додумался до этого. Он немедленно загорелся историей про Бродягу и малыша и целый день продумывал сюжет, одновременно терзаясь мыслью об упущенных возможностях. Однако на следующий день выяснилось, что Арбакль взял не мальчика Джекки Кугана, а его отца - Джека Кугана. Чаплин немедленно вызвал отца, договорился с ним о съемках его сына в своей картине, и таким образом историческая справедливость была восстановлена, Чарли получил Джекки, а мы получили "Малыша", ставшего впоследствии классикой кинематографа*.
Однако стоит, вероятно, вспомнить и о том, что помимо "Малыша" в сухом остатке этой истории оказались также три фильма Роско Арбакля с участием Джека Кугана-старшего (один, к сожалению, не сохранился, поэтому до нас дошли только два). Один из этих фильмов - Back Stage ("За кулисами") (1919), где Куган играет такого же танцора-эксцентрика. Надо сказать, я была впечатлена и не отказалась бы посмотреть на его полноценное выступление. В этом видео он появляется на отметке 3:20 и мелькает далее по ходу дела. Бастер Китон в роли "королевы" (12:50) также сразил меня наповал.
Сам же сюжет немного напоминает мне чаплинский The Property Man ("Реквизитор") (1914). Немного.
Кроме того, Джек Куган снялся и в "Малыше" в трех маленьких, но ярких ролях: карманника в ночлежке, дьявола-искусителя и гостя на приеме, где мать Малыша вновь встречается с его отцом (этот эпизод был впоследствии вырезан из фильма).
В дальнейшем Куган-старший выступал как режиссер, продюссер и сценарист некоторых из фильмов, где снимался его сын. Джек Куган трагически погиб в автокатастрофе в мае 1935 года в возрасте 48 лет.
Джек Куган с сыном Джекки |
*Более подробно эта история описана в автобиографии Чаплина, в главе 16.
Попался мне вчера этот «Танцор» на ночь глядя уже. Тут не только «Реквизитор», тут и «За экраном», и «Вечер в мюзик-холле» и «Тихая улица». Тоже игра контрастов, обманное действие, трагические нотки. Правда, переигрывают они здорово (с большими башмаками на ногах)))) Думала, немое кино без Чаплина смотреть не будешь. Смотрится и очень даже неплохо. Сам Куган впечатляет. Он, наверное, один так умел.
ОтветитьУдалитьКино вполне бодренькое))) Они там и своего всякого придумали. Джек Куган звезда) Может, и не он один так умел, но уж точно далеко не всякий так станцует. Не зря Арбакль так впечатлился, что даже в кино его позвал. А мы благодаря ему можем посмотреть на папу Джеки во всей красе. Тоже ведь интересно.
УдалитьДа. А мне еще концовка нравится, с яблоком))) Это и есть эффект неожиданности. Вроде для больной готовит гостинчик, а в итоге сам ест.
УдалитьОй, я уже концовку и не помню))) Давно смотрела.
УдалитьРоско Арбакль тоже был весьма популярен в свое время. А еще же Бастер Китон)
Здесь даже не переигрывание. Не все артисты достаточно хорошо владели пантомимой и работали по утвержденным стандартам. Вот здоровый дядя, с которым справиться не могут, по этим стандартам и работает. Это смотрится неестественно, но может он старой закалки. Вот на Кистоуне так и работали. А так-то очень даже симпатичный фильм. Жаль Кугана мало)))
УдалитьЯ очень рада, что вам тоже понравился папа Куган))) Могу второй фильм с ним поискать, я вроде сохраняла куда-то ссылку... Правда, его там тоже не сильно много, и он не танцует. Но на безрыбье, как говорится)))
УдалитьВот, нашла: https://www.youtube.com/watch?v=kjHgw6h_YgA&t=2s
УдалитьКуган там злодей. Или что-то вроде того. И опять очень много идей, откровенно позаимствованных у Чаплина. Вроде бы с Роско Арбаклем они дружили... Может, Чаплин ему их подарил?)
Я через «Эксцентричного танцора» на несколько фильмов вышла. Ну вот где Кугана в колодце купали, так это конкретно «Зашанхаенный». Мыло в кастрюлях оттуда же. Может нам везде Чаплин мерещится? Переработанные идеи ничего страшного. Чаплин танец булочек тоже у Арбакля позаимствовал. Но больше брали от Чаплина. Причем, у Арбакля не только идеи, но и жесты чаплиновские встречаются. Ну мне нравится это дело. Интересно посмотреть на людей, которые пересекались с Чаплиным и приятно видеть его идеи основой для постановки сцен.
УдалитьСогласна, заимствование идей в творчестве идет испокон веков, это нормально, ведь воплощение у всех разное. Даже интересно находить какие-то параллели. Чаплин сам в своем раннем творчестве много брал из водевиля, из тех постановок, где он играл. Но у него своя собственная версия этих сюжетов, переработанная для кино.
УдалитьИ да, интересно посмотреть на то, какие фильмы снимались по соседству с Чаплином, как его работы влияли на творчество других.
По пути посмотрела два фильма Бастера Китона. Без перевода не все понятно, но понравилось. Между прочим, и Китона есть эпизод, где за ним по пятам медведь идет. За Чаплиным медведь в «Лихорадке» ходил.
УдалитьЯ с Китоном пока поверхностно знакома, но понимаю, что надо бы познакомиться более обстоятельно. У него свой стиль. А какие фильмы?)
УдалитьДа мы тоже не близкие друзья))) Кто бы мне переводил названия))) Вот под одним так написано The Paleface" (1922) - Buster Keaton
УдалитьBuster Keaton, Edward Cline - The Balloonatic (1923) - (original score) это второй. У меня тут уже до Сеннета дело дошло))))
УдалитьВижу много чего стоит посмотреть.
УдалитьМир немого кино широк и необъятен))) У Китона хорошие полнометражные фильмы, которые он сам снимал - "Генерал", "Пароходик Билл-младший", "Шерлок-младший". Это из того, что на слуху. Наверняка где-то и с русскими субтитрами они есть.
УдалитьС переводами могу что-то подсказать, если нужно)
УдалитьThe Paleface - Бледнолицый.
The Balloonatic... Хм. Шаропсих?)))
А вот, к слову. Тут все названия.
Удалить«Дом грубых манер» (1917) Роско Арбакль исполняет танец булочек. Но исполнением это назвать сложно. Исполняет как раз Чаплин, в полной мере этого слова, а Арбакль пытается что-то изобразить.
ОтветитьУдалитьДа я даже где-то пост оставляла про это) Неловко даже сравнивать. У Арбакля это проходная шутка, у Чаплина - Искусство.
УдалитьДа, помню этот пост. Тогда я на Арбакля сильно не смотрела, а тут он мне в фильме попался. Вот в этом и заслуга Чаплина - он всю комедию от клоунады и развлекаловки поднял до искусства.
УдалитьБастер Китон «Пугало». Вот там отчетливо видно «На плечо», но фильм очень даже хорош.
ОтветитьУдалитьНадо будет глянуть на досуге)
Удалить